ПОДРОСТОК И СУИЦИД


Проблема подросткового самоубийства является одной из наиболее важных проблем современного Российского общества. Каждый год в России совершают самоубийства около 1,5 тыс. детей. Покушений на самоубийство - в 3 раза больше.
Каждый год в России добровольно уходят из жизни около 20 тысяч детей и подростков.
Каждые 40 секунд кто-то на земле кончает жизнь самоубийством. В год от суицида погибает миллион человек, это больше, чем от войн, несчастных случаев и преступлений, вместе взятых. Большинство из них – это молодые люди в возрасте до 20 лет. За последние 15 лет число самоубийств среди подростков увеличилось в 2 раза.
Что же происходит с нашими детьми в этот подростковый период?
Подростковым периодом принято считать возраст от 11 до 15-17 лет, он знаменуется бурным развитием и перестройкой социальной активности ребенка. Этот период называется периодом «бури и натиска». Происходит бурная физиологическая перестройка организма. Быстро увеличивается масса тела, рост костей. Изменения эндокринной системы приводят к выраженным колебаниям вегетативных функций (потливость, покраснение, побледнение, похудание, ожирение). Выброс в кровь повышенного количества гормонов, приводят к тому, что подростки становятся эмоционально неустойчивыми, ранимыми. Настроение часто меняется от сильного возбуждения, эйфорических состояний до обиды, гнева, иногда депрессии. Происходит половое созревание. Половое развитие человека начинается с рождения и происходит непрерывно. Однако на данном этапе развития оно резко ускоряется и в течение короткого периода наступает полноценная половая зрелость.
В процессе полового созревания меняется самовосприятие подростка. Его физический облик претерпевает изменения. Часто подростки переживают и страдают из-за некого, с их точки зрения, своего физического несовершенства: недостаточно широкие плечи, маленький или наоборот слишком высокий рост, не такой какой надо формы ноги, губы, нос, а эти прыщики на лице?! Для многих подростков, особенно девочек, это просто трагедия!
Особенности психики в подростковом возрасте заключается в том, что человек в это время более склонен к депрессии. Депрессия – это длительное состояние душевного расстройства, которое характеризуется упадком сил и снижением активности. Именно депрессия может привести к мыслям о самоубийстве. У подростка искаженное и незрелое представление о смерти. Смерть видится подростку как временное состояние, которое можно сравнить со сном, приходящим и уходящим. Подросток не осознает, что "оттуда" не возвращаются.
В подростковом возрасте у большинства детей формируется миф об их бессмертии, отсюда любовь подрастающего поколения к небезобидным шалостям: катанию на лифтах, подножке автобуса или цепляются за машины, различным играм на строительных площадках. Такое своеобразное бесстрашие объясняется тем, что у подростка еще не сформирована ориентация на будущее, прежде всего на отдалённое будущее.
В большинстве случаев подростки не хотят умирать, они хотят жить, но надеются изменить свою жизнь, чтобы она не была такой «невыносимой».
Подросток нередко представляет себе смерть как некое временное состояние: как будто он очнется, и снова будет жить. Совершенно искренне желая умереть в невыносимой для него ситуации, он в действительности хочет лишь наладить отношения с окружающими. Здесь нет попытки шантажа, но есть наивная вера: пусть хотя бы его смерть образумит родителей, тогда окончатся все беды, и они снова заживут в мире и согласии. Подростки, совершая суицидальную попытку, зачастую предполагают жить, надеясь с помощью суицида изменить конфликтную ситуацию. Они не вполне отдают себе отчет в необратимости, окончательности смерти, они убеждены, что можно казаться умершим для окружающих, но при этом наблюдать свои похороны и раскаяния обидчиков.
Обычно цель самоубийства подростка - повлиять на поведение другого человека, и лишь небольшое желание умереть. Подростки кончают с собой, даже если основная их цель – манипулирование и контроль над другими людьми и нежелание умирать.
На сегодняшний день появилось множество молодежных течений.
Кроме этого, суицидальное поведение у молодёжи часто бывает наученным, подражательным. Известно, что каждый раз после гибели кого-нибудь из молодёжных кумиров следует суицидальная волна. Механизм понятен: очень хочется быть таким, как кумир, хочется подражать ему во всём, включая способ ухода из жизни. Или другая песня, когда девушка очень приятным голосом поет: «Прыгай вниз, прыгай вниз, не бойся…»
Наши взрослеющие дети очень ранимы, очень психологически уязвимы.
Почему у молодых людей возникает желание расстаться с жизнью?
1) конфликты в семье
2) неразделенная любовь
3) непонимание
4) проблемы, связанные с учёбой
6) одиночество
Статистика показывает, что подростковый суицид чаще случается в тех семьях, где родители мало общаются с подростками. И вместо понимания и сочувствия ребенку можно услышать: «Мне бы твои проблемы! Все это глупости! Мне сейчас некогда, потом поговорим».
В профилактике суицидов у подростков важную роль играют родители. Как только у подростка отмечается сниженное настроение, и другие признаки депрессивного состояния - необходимо принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния.
Как это сделать:
Разговаривайте с ребенком, задавайте ему вопросы о его состоянии, ведите беседы о будущем, стройте планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. «Внушайте» ребенку оптимистический настрой, вселяйте уверенность, покажите, что он способен добиваться поставленных целей.
Покажите ему позитивные стороны его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят (понизят) самооценку подростка.
Будьте внимательными к косвенным показателям предполагаемого самоубийства. Каждое шутливое упоминание (или угрозу) подростка о суициде следует воспринимать всерьез. Подростки часто отрицают, что говорили всерьез, пытаются высмеивать взрослого за его излишнюю тревожность, могут изображать гнев. Скажите, что вы принимаете подростка всерьез.
Займитесь с ребенком новыми делами. Каждый день узнавайте что-нибудь новое, делайте то, что никогда раньше не делали. Внесите разнообразие в обыденную жизнь. Запишитесь в тренажерный зал или хотя бы заведите привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывайте новые прогулочные маршруты, съездите в выходные на увлекательную экскурсию, придумывайте новые способы выполнения домашних обязанностей, посетите кинотеатр, выставки, сделайте в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.
Следите за соблюдением подростком режима дня. Следите за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта.
Если необходимо, обратитесь за консультацией к специалисту – психологу, психиатру.
Любите своего ребенка! Будьте рядом с ним в радостные и в «трудные» минуты жизни! Поддерживайте его!
1. Внимательно выслушивайте своих детей. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас слушать.
2. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам ребенка, не пренебрегайте ничем из всего сказанного им. попытайтесь убедить его раскрыть свои чувства, поделитесь накопившимися проблемами.
3. Придайте уверенность ребенку, объясните ему, что вместе вы обязательно справитесь со своими проблемами.
4. Проявляйте тепло и эмоциональный отклик во взаимоотношениях, оказывать поддержку во всем. Обращайте внимание на эмоциональное состояние вашего ребенка.
5. Создавайте атмосферу эмоциональной привязанности в семье.
6.Проявлять постоянную заинтересованность в ребенке, заботу о нем.
7. Общайтесь, обсуждайте проблемы. Учите разрешать их, внушайте оптимизм.
8. Предпочтите требовательность – безразличию, свободу – запретам, тепло в отношениях – отчужденности.
9. Снимайте авторитарные позиции в общении с детьми. Директивный стиль отношений в семье не допустим!
10. Уметь признавать свои ошибки в общении с детьми.
Суть любой поддержки ребенка, особенно находящегося в трудной ситуации, когда фундамент смысла жизни из под ног ушел, дать ему другой, вернуть почву, вернуть ощущение «нужности» и необходимости того, что он в этом мире кому-то нужен, кому-то необходим.
Покажите, что вы любите своего сына или дочку. Что бы ребенок знал: « Кто в мире будет принимать и любить меня и принимать просто за то, что я есть, вне зависимости от поступков, которые я совершаю, от слов, которые употребляю, от того как веду себя, если не мои собственные мама и папа, кому еще я нужен в этом мире так сильно».
Кто, если не вы, уважаемые родители?
Я желаю вам и вашим детям длинной счастливой и интересной жизни!